Фотопробы Людмилы Гурченко, Светланы Немоляевой и Алисы Фрейндлих на роль Шурочки Азаровой
Поиски главной героини «Гусарской баллады» длились достаточно долго: на эту роль проходили пробы Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Валентина Малявина. Убедительнее всех в этом образе выглядела Алиса Фрейндлих, и никто из съемочной группы уже не сомневался в том, что Шурочку Азарову сыграет именно она. Однако Эльдару Рязанову показалось, что увидеть в ней юношу-гусара просто невозможно, и зритель этому не поверит: «Актерски Фрейндлих сыграла ее блестяще. Однако, несмотря на гусарский костюм и грим, в актрисе было что-то предательски женское. Веры в то, что перед нами юноша, не возникало. Так Фрейндлих не сыграла Шурочку Азарову, а в душе ее, я думаю, осталась травма. Мол, проба была хорошая, а на роль не утвердили». А «Гусарская баллада» стала звездным часом для Ларисы Голубкиной.
Кадр из фильма *Гусарская баллада*, 1962
В этой роли зрители могли бы увидеть Алису Фрейндлих
Решенным считалось сотрудничество с Фрейндлих и во второй раз – когда Рязанов и Брагинский писали киноповесть «Зигзаг удачи», они заранее рассчитывали на то, что роль Алевтины, сборщицы членских взносов, достанется именно Алисе Фрейндлих. На этот раз режиссера все устраивало, но актриса была вынуждена отказаться – она ждала ребенка. И в этом фильме зрители увидели вместо нее Валентину Талызину.
Евгений Евстигнеев и Валентина Талызина в фильме *Зигзаг удачи*, 1968
Окончилась неудачей и третья попытка Эльдара Рязанова поработать с легендарной артисткой. Пьесу «С легким паром!» Рязанов с Брагинским отдали в Театр имени Ленсовета с единственным условием: главную роль должна сыграть прима театра, любимица ленинградских театралов Алиса Фрейндлих. По мнению авторов, ее участие было гарантией того, что пьеса не будет выглядеть на сцене как легковесная комедия, а образ Нади Шевелевой станет более лиричным и глубоким. Однако случилось именно то, чего так боялся Рязанов, – постановка пьесы не удалась.
Роль Нади Шевелевой предназначалась для Алисы Фрейндлих
В своей книге «Неподведенные итоги» знаменитый режиссер рассказывал: «Мы время от времени звонили заведующей литературной частью театра, интересовались, как идут репетиции, как работает Фрейндлих. По бодрым ответам выходило, что все чудесно. А потом раздался звонок Брагинскому – нас приглашали в Ленинград на премьеру. В разговоре мой соавтор полюбопытствовал, как играет в спектакле Алиса Бруновна. «А она в вашей пьесе вообще не играет!» – последовал неожиданный ответ. Брагинский растерялся, пытался сообразить, в чем дело. Ведь участие А. Фрейндлих было нашим обязательным требованием. Но понять, что произошло в театре, почему Фрейндлих не играет, оказалось довольно сложно и, главное, бессмысленно. Значения это уже не имело! Я человек крутой и не терплю, когда меня водят за нос. Короче, я не поехал на премьеру своей первой пьесы. Мой соавтор оказался менее принципиальным и посмотрел представление. Впечатление о постановке я мог составить только со слов соавтора. По его мнению, «С лёгким паром!» оказался проходным спектаклем театра. Главной задачей было посмешить зрителя... Я не оспариваю подобную режиссерскую трактовку, каждый видит по-своему. Но через два года спектакль, который не принес никому славы, был исключен из репертуара
Несмотря на три неудачи, режиссер не терял надежды все-таки заполучить в актерский состав своего фильма одну из самых ярких и талантливых актрис того времени. И четвертая попытка завершилась триумфально: в «Служебном романе» Алиса Фрейндлих наконец сыграла главную роль, и вряд ли кто-то другой смог бы сделать это лучше. Хотя для того, чтобы их сотрудничество наконец состоялось, Рязанову пришлось ехать к Игорю Владимирову – мужу актрисы, худруку Театра Ленсовета, и просить его отпустить ее на съемки.
Алиса Фрейндлих в фильме *Служебный роман*, 1977
Рязанов был очень благодарен актрисе: «Фильм «Служебный роман» существует в первую очередь потому, что существует Алиса Фрейндлих. Я являюсь давним поклонником Алисы Бруновны, почитателем ее удивительного дарования. Ее душевность, искренность, трепетность вместе с высоким мастерством рождают в зрителе необыкновенное сопереживание, сочувствие, наконец, любовь». Алиса Бруновна тоже осталась довольна работой с режиссером: «С Рязановым мы одной крови, он перфекционист во всем».
Актриса, которая могла бы сыграть еще в трех легендарных фильмах Рязанова
Алиса Фрейндлих
Творческая судьба Фрейндлих в кино сложилась не так удачно, как в театре, в чем признавалась и сама актриса: «С театром у меня дела обстояли лучше, чем с кино. Хотя и там мне удалось очень многое, особенно учитывая то, что кинематографисты мою внешность считали некиногеничной. Ну и из-за занятости в театре я во многих хороших фильмах не снялась… Ну что ж, другие актрисы там чудно сыграли. Нельзя же быть такой обжорой. Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь».